Знакомим детей с понятием "время"
Умение управлять собственным временем – очень важный навык не только для самоорганизации, но и, вообще, для жизни в социуме. Но перед тем, как научиться управлять своим временем, ребенку необходимо для начала понять его. Итак, какие основные принципы и приемы, используемые для знакомства ребенка с понятием время?
Конечно, природой изначально заложены в нас естественные методы обучения пониманию времени, восприятия его. Об одном из таких естественных методов мы вскользь упоминали в статье «Разговор с самим собой». Но существуют и специальные методики, позволяющие помочь ребенку разобраться с понятием времени и научится рационально его использовать.
Обучение времени можно начинать еще в глубоко дошкольном возрасте. Уже у двухлетних детей появляются смутные представления о времени как таковом, они понимают, что некоторых событий необходимо дожидаться, а некоторые произойдут вот-вот. Чуть позже, также естественным путем, появляется понимание таких временных периодов, как прошлое-настоящее-будущее. Именно в этот момент можно уже начать помогать ребенку обучаться обращаться со временем.
Вначале у детей формируется понятие таких временных интервалов как время суток – утро или день, ночь или вечер. Промежутки эти воспринимаются детьми как некие наборы определенных действий, происходящих в определенной последовательности. В задачу родителей на этом этапе входит проговаривание для ребенка действий в связке с временным интервалом. Например, утром можно за завтраком объяснять ребенку: - «Сейчас утро и мы завтракаем, утренняя еда называется завтрак». Спустя некоторое время, можно расширять информацию.
Со временем, когда ребенок научится четко определять время суток, можно усложнить его понятия о времени. Далее переходим к понятию «неделя». Можно каждое утро проговаривать с ребенком, какой сегодня день недели. Когда ребенок разберется и со днями недели, можно плавно переходить к месяцам и временам года. Кстати, сказка «Двенадцать месяцев», как нельзя к стати подойдет для ребенка в качестве учебного материала. Важно научить ребенка разбираться, какие месяцы к какому времени года относятся, полезно также будет обращать внимание ребенка на изменения в природе в то или иное время года.
Параллельно, пора начинать знакомить малыша с такими относительными временными понятиями как: сначала, до, после, потом, медленно, быстро. Пробуйте сочинять истории с использованием этих понятий. Понятия быстро-медленно хорошо воспринимается детьми посредством конкурсов или соревнований.
В старшем дошкольном возрасте можно начинать знакомить ребенка с точными единицами времени. Очень важно донести до ребенка взаимосвязанность единиц времени, дать понять, что одни единицы времени складываются из других.
С помощью песочных часов или секундомера можно дать ребенку почувствовать, сколько тянется тот или иной временной интервал – минута, две, пять, десять… Не бойтесь экспериментировать, попробуйте дать ребенку задание – выполнить какое-то дело и засечь время необходимое для этого, или наоборот, придумать какое-либо простое действие и посмотреть, что ребенок успеет сделать за определенный период времени. Например, можно чистить зубки с песочными часами. И ребенку интересно, и вы получаете целых две выгоды: чистые зубы и обучение. Главное облечь это в игровой процесс, что бы самому малышу было интересно. Полезно это тем, что малыш постепенно запомнит примерную длительность временных интервалов. Также ребенку придет понимание, что те или иные действия можно выполнять в определенные сроки. Этот ценный навык принесет пользу в школе.
Знакомьте ребенка с различными временными интервалами. Объясните, что из минут состоит час. Что час состоит также из четырех промежутков-«четвертьчасов» по 15 минут; расскажите о промежутке в пол часа. Дайте ребенку почувствовать эти отрезки времени.
Главное, о чем необходимо помнить родителям – время нематериально. Ребенку, поначалу, очень сложно воспринять понятие времени. Не ждите быстрых результатов – знакомство ребенка со временем растянется на годы. Даже на исходе дошкольного возраста ребенок будет путаться во времени, в минутах, днях недели, месяцах. Все что вы делаете для ознакомления ребенка со временем – это только подготовительный этап, закладка необходимого базиса, который в последствии, уже в младшем школьном возрасте будут развивать преподаватели и, естественно, вы сами. Однако без этого базиса, ребенку будет очень сложно продвинутся вперед в сложной науке управления временем.
Понравилась статья? Оставьте комментарий и поделитесь с друзьями ссылкой. Спасибо!
Спасибо, очень полезные рекомендации. Действительно, маленьким детям трудно разобраться с понятием времени. А взрослым еще сложнее их объяснить просто и понятно для малышей..